Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Современные информационно-телекоммуникационные технологии предлагают гражданам широкий спектр возможностей, в том числе связанных с оказанием коммерческих услуг населению, в цифровом пространстве сегодня представлены банки, страховые компании, службы такси и перевозки грузов, продуктовые магазины, кинотеатры, библиотеки и иные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Взаимодействуя с такими организациями в интернете, например, совершая покупки, или заказав что-либо с доставкой, граждане передают им свои персональные данные, под которыми понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), такие как фамилия, имя и отчество, дата рождения, место жительства и иные.
В подавляющем большинстве случаев люди размещают информацию о себе добровольно, например регистрируясь в социальных сетях, на иных различных сайтах или пользуясь интернет-мессенджерами.
Однако, зачастую граждане не замечают, как сами того не желая, делятся своими персональными данными, например, в погоне за незначительной скидкой в продуктовом магазине, для получения бонусной карты предоставляют всесведения о себе, не обращая внимания, что также соглашаются на передачу и последующую их обработку третьими лицами в маркетинговых и иных целях.
Несомненно, операторы – юридические или физические лица организующие или осуществляющие обработку персональных данных обязаны соблюдать требования законодательства по их защите, тем не менее, рост как объема информации в цифровом пространстве, так и числа субъектов ее обрабатывающих, неминуемо приводит к утечкам.
Казалось бы, представляет ли опасность факт нахождения в открытом доступе анкетных данных гражданина в связке с номером его мобильного телефона или адресом электронной почты, на первый взгляд кажется – нет.
Однако, именно с получения этой информации злоумышленник начнет подготовку к совершению преступления, к примеру, зная сведения о предполагаемой жертве, телефонный мошенник при совершении звонка будет обращаться к гражданину по имени, укажет что знает адрес его проживания или электронной почты, что придаст его словам правдоподобности и облегчит введение потерпевшего в заблуждение.
В другом случае, имея в распоряжении базу данных номеров телефонов пенсионеров, преступник может подгадать момент и начать осуществлять телефонные звонки указанной категории лиц, представляясь социальным работником, одновременно с началом реализации государственной программы, ориентированной именно на эту категорию граждан, чем значительно упростит себе процесс обмана.
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» их обработка должна осуществляться только с согласия гражданина, более того, оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных и сведениям о реализуемых требованиях к их защите.
Например, ссылки на положение о политике в отношении хранения и обработки персональных данных и иная нормативно-правовая информация размещается в самой нижней части сайта, либо в разделах «о нас», «правила использования», «правовая информация» и подобных, при взаимодействии с интернет-ресурсами не рекомендуется передавать свои конфиденциальные сведения интернет-сайтам,
игнорирующим обозначенные требования.
Несмотря на принимаемые государством меры правового характера, как при нахождении в цифровом пространстве, так и предоставляя какую-либо информацию коммерческим организациям, гражданам для защиты от противоправных посягательств следует проявлять разумную бдительность, соблюдать требования цифровой гигиены и не допускать разглашения собственных персональных данных
широкому кругу лиц в интернете, а при нарушении прав в указанной сфере – обращаться в правоохранительные органы.
О горячей линии по льготному обеспечению лекарствами. Скачать (формат - .pdf)
В настоящее время право на обращение является неотъемлемой, значимой частью правового статуса личности гражданина Российской Федерации. Вместе с тем не все заявители реализуют свое право добросовестно.
Информационная инфраструктура государственных органов, органов местного самоуправления Российской Федерации подвергается спам-рассылкам, которые осуществляются, как правило, посредством направления массовых обращений от заявителей, использовавших зарегистрированные в иностранной доменной зоне адреса электронной почты. При этом достоверно установить, что автором обращения действительно является лицо непосредственно заинтересованное в разрешении своих вопросов, не представляется возможным.
Использование почтовых сервисов, зарегистрированных на территории недружественных Российской Федерации иностранных государств, на сегодняшний день не отвечает требованиям о защите информации, установленным Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Кроме того, направление обращения с использованием таких сервисов предполагает, что персональные данные заявителя, которые он должен указать в силу Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», фактически будут храниться вне территории Российской Федерации, что противоречит нормам Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».
В целях совершенствования законодательства, направленного на реализацию гражданами Российской Федерации своих прав, уточнены требования к обращению гражданина в форме электронного документа. Указано, что для получения ответа или уведомления о переадресации в обращении гражданина, поданного в форме электронного документа должен быть указан электронный адрес, доменное имя которого находится в российской национальной доменной зоне. В случае, если в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, не будет указан адрес электронной почты, доменное имя которого находится в российской национальной доменной зоне, ответ на обращение не дается. Возможность подачи гражданами обращений в письменной форме, как и возможность устного обращения, сохранится.
Так, взыскания налагаются на гражданского служащего в соответствии с порядком, установленным ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликта интересов, и на основании рекомендации указанной комиссии.
Порядок проведения проверки регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».
За несоблюдение государственным гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются следующие взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. Кроме того, ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусмотрен особый вид дисциплинарной ответственности - увольнение в связи с утратой доверия.
Законодательством предусмотрен и особый срок для привлечения виновных государственных служащих к ответственности. В силу ст. 59.3 Федерального закона «О государственной гражданской службе» взыскания, предусмотренные за коррупционные правонарушения применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
Согласно п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор с работником может быть расторгнут в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
По общему правилу дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение считается снятым по истечении одного года со дня применения взыскания, если не имели место иные дисциплинарные взыскания как за коррупционные проступки, так и за иные дисциплинарные проступки, однако исключением является увольнение в связи с утратой доверия.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе», ст. 15 Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.