Передача и принятие Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера

Государства - участники Содружества Независимых Государств, (именуемые далее
Договаривающимися Сторонами), исходя из принципа государственного
суверенитета и на основе взаимного уважения и сотрудничества, руководствуясь
тем, что правовое сотрудничество государств должно способствовать
возвращению лиц, находящихся на принудительном лечении, к нормальной жизни в
обществе, признавая, что проведение принудительного лечения в государстве их
постоянного проживания способствовало бы более эффективному достижению
указанной цели в соответствии с принципами и стандартами ООН, в г. Москве
28.03.1997 подписали Конвенцию о передаче лиц, страдающих психическими
расстройствами, для проведения принудительного лечения.
С целью реализации принципов Конвенции принят Федеральный закон от
23.07.2013 № 191-ФЗ «О передаче и принятии Российской Федерацией лиц,
страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение
суда о применении принудительных мер медицинского характера», который
определяет порядок передачи Российской Федерацией иностранному государству -
участнику Конвенции и порядок принятия Российской Федерацией от иностранного
государства - участника Конвенции лица, страдающего психическим
расстройством, в отношении которого имеется вступившее в законную силу
решение суда о применении принудительных мер медицинского характера.
Передача иностранному государству - участнику Конвенции лица, страдающего
психическим расстройством, для проведения принудительного лечения
осуществляется при соблюдении следующих условий: передаваемое лицо
передается тому иностранному государству - участнику Конвенции, гражданином
которого оно является или на территории которого постоянно проживает (если
является лицом без гражданства); решение суда Российской Федерации о
применении к передаваемому лицу принудительных мер медицинского характера
вступило в законную силу; деяние, совершенное передаваемым лицом, является
общественно опасным (уголовно наказуемым) по законодательству Российской
Федерации и законодательству соответствующего иностранного государства -
участника Конвенции; законодательством Российской Федерации и
законодательством иностранного государства - участника Конвенции
предусмотрены аналогичные принудительные меры
медицинского характера; у принимающего иностранного государства - участника
Конвенции имеется возможность обеспечить указанному лицу необходимое
принудительное лечение и соответствующие меры безопасности; получено
согласие передаваемого лица, а в случае его неспособности к свободному
волеизъявлению согласие его законного представителя на передачу для
проведения принудительного лечения в соответствующем иностранном государстве
- участнике Конвенции.
Принятие Российской Федерацией лица, страдающего психическим расстройством,
для проведения принудительного лечения осуществляется при соблюдении
следующих условий: принимаемое лицо является гражданином Российской
Федерации или лицом без гражданства, постоянно проживающим на территории
Российской Федерации; получено согласие принимаемого лица, а в случае его
неспособности к свободному волеизъявлению согласие его законного
представителя на передачу в Российскую Федерацию для проведения
принудительного лечения; решение суда иностранного государства - участника
Конвенции о применении к передаваемому лицу принудительных мер медицинского
характера вступило в законную силу.
Передача лиц для проведения принудительного лечения осуществляется по
обращению как Договаривающейся Стороны, судом которой вынесено решение, так
и Договаривающейся Стороны, гражданином которой лицо является или на
территории которой постоянно проживает.
Полномочным лицом, выступающим с обращением от имени Договаривающихся
Сторон, является руководитель компетентного органа или его заместитель.
Лицо, подлежащее принудительному лечению, его законный представитель, а
также близкие родственники вправе направить в компетентные органы любой из
Договаривающихся Сторон заявление о своей заинтересованности в передаче.
Решение о передаче Российской Федерацией для проведения принудительного
лечения лица, страдающего психическим расстройством, иностранному
государству - участнику Конвенции, гражданином которого данное лицо является
или на территории которого постоянно проживает (если является лицом без
гражданства), или о принятии Российской Федерацией для проведения
принудительного лечения лица, страдающего психическим расстройством,
являющегося гражданином Российской Федерации или лицом без гражданства,
постоянно проживающим на территории Российской Федерации, принимает
Генеральный прокурор Российской Федерации.


О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами

Статьей 262 Трудового кодекса РФ предусмотрены дополнительные выходные дни

лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами.
Одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по
его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых
выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц
либо разделены ими между собой по их усмотрению.
Федеральным законом от 05.12.2022 № 491-ФЗ в статью 262 Трудового кодекса РФ
внесены изменения, согласно которым однократно в течение календарного года
допускается использование до двадцати четырех дополнительных оплачиваемых
выходных дней подряд в пределах общего количества неиспользованных
дополнительных оплачиваемых выходных дней, право на получение которых имеет
один из родителей (опекун, попечитель) в данном календарном году. График
предоставления указанных дней в случае использования более четырех
дополнительных оплачиваемых дней подряд согласовывается работником с
работодателем. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в
размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными
законами.
Порядок предоставления указанных дополнительных оплачиваемых выходных дней
устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением
Правительства РФ от 06.05.2023 № 714 утверждены Правила предоставления
дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.
Для того, чтобы воспользоваться правом использовать до 24 дополнительных
выходных дней подряд для ухода за ребенком-инвалидом необходимо будет подать
письменное заявление работодателю в согласованные с ним сроки. Правилами
предусмотрена возможность предоставления одному из родителей
ребенка-инвалида дополнительных выходных дней, оставшихся неиспользованными
у другого родителя. Нововведение вступит в силу с 1 сентября 2023 года

О предъявляемых требованиях к детским игровым площадкам

В настоящее время в рамках реализации мероприятий национальных проектов значительное внимание уделяется вопросам благоустройства дворовых территорий. В этой связи важно знать требования, которым должны соответствовать детские дворовые площадки, размещаемые на них игровые комплексы и малые архитектурные формы. Так, согласно Своду правил 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1034:
- расстояние от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых должно составлять не менее 20 метров;
- площадь озелененной территории микрорайона (квартала) многоквартирной застройки должна составлять не менее 25% площади территории квартала. В площадь отдельных участков озелененной территории включаются в том числе детские игровые площадки;
- в микрорайонах (кварталах) жилых зон необходимо предусматривать размещение площадок общего пользования различного назначения с учетом демографического состава населения, типа застройки, природноклиматических и других местных условий. Состав площадок и размеры их территории должны определяться региональными (местными) нормативами градостроительного проектирования или правилами застройки. При этом общая площадь территории, занимаемой детскими игровыми площадками, отдыха и занятий физкультурой взрослого населения, должна быть не менее 10% общей площади микрорайона (квартала) жилой зоны и быть доступной для маломобильных групп населения; - размещение площадок необходимо предусматривать на расстоянии от окон жилых и общественных зданий не менее 12 метров;
- для озеленения детских игровых площадок не допускается использовать колючие и обильно плодоносящие деревья и кустарники;
- на территориях детских игровых и спортивных площадок жилых домов совокупная продолжительность инсоляции должна составлять не менее 2,5 часов, в том числе не менее 1 часа для одного из периодов в случае прерывистой инсоляции на 50% площади указанных площадок независимо от географической широты;
- на территории жилой застройки климатических районов строительства III и IV защита от перегрева должна быть предусмотрена не менее чем для половины детских игровых площадок, мест размещения игровых и спортивных снарядов и устройств. Кроме того, в соответствии с требованиями ГОСТа Р 52168 – 2012 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования» обязательное требование к конструкциям, установленным на детских площадках: они должны иметь сертификаты соответствия и рядом с ними должны быть установлены информационные стенды по указанию возраста детей, для которых предназначена та или иная конструкция, и правила пользования. Фундаменты оборудования должны соответствовать Строительным нормам и правилам 2.02.01 – 83 «Основания зданий и сооружений», утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 05.12.1983 № 311. При наличии сыпучего покрытия (например, песка) фундаменты должны располагаться на глубине не менее 400 мм от поверхности покрытия игровой площадки; глубина от поверхности покрытия игровой площадки до верха фундамента конической формы должна быть не менее 200 мм; острые кромки фундамента должны быть закруглены.
Также следует учитывать, что в границах игровой площадки должна иметься зона безопасности оборудования детской игровой площадки — пространство внутри, на или вокруг оборудования детской игровой площадки, которое может быть занято ребенком, находящимся в движении, вызванном использованием оборудования. В зоне безопасности не должно быть препятствий (элементов конструкций, веток деревьев и т.п.). Не допускается перекрытие смежных зон безопасности или зон безопасности оборудования различных типов (ГОСТ Р 52169 – 2012 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования»). При выявлении нарушений указанных выше правил граждане и организации вправе требовать от предприятий, выполнивших соответствующие работы по организации и установлению детских площадок, устранить нарушения или обратиться с жалобой в органы прокуратуры, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации или органы жилищного надзора.

О дополнительных гарантиях права на образование детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей

Статьей 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплены дополнительные гарантии права на образование. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на обучение на подготовительных отделениях образовательных организаций высшего образования за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, а также право на зачисление на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в пределах установленной квоты в порядке, установленном Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по образовательным программам основного общего, среднего общего образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения. Лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам по договорам об оказании платных образовательных услуг, имеют право перехода с платного обучения на бесплатное. Кроме этого, они имеют право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. За детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прошедшими профессиональное обучение в рамках освоения образовательных программ среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, сохраняется право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающиеся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, зачисляются на полное государственное обеспечение до завершения обучения по указанным образовательным программам. В случае достижения лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающимися по очной форме обучения, возраста 23 лет за ними сохраняется право на полное государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные в отношении указанных лиц, до завершения обучения. Обучающимся по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются государственная социальная стипендия в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей.